Вопрос: Как правильно работать с должниками?
Собственники квартир и нежилых помещений не всегда ответственно относятся к обязанности по оплате ЖКУ. Причины неоплаты счётов могут быть разными. Не все собственники жилых помещений злостные должники. Есть те, кто занят или забывает об оплате услуг. Кто-то считает, что управляющая организация ненадлежащим образом выполняет свои обязанности, другие считают.
Внесудебные методы взыскания задолженности по коммунальным платежам.
В зависимости от того, к какой группе относится должник, управляющая организация может выбрать механизм взыскания задолженности: информационно-разъяснительную, претензионно-исковую работу, ограничение или приостановление предоставления коммунальных услуг.
Письменное уведомление и начисление пени
Информационно-разъяснительная работа распространённый способ мотивировать жителя к оплате квитанций – начисление пени. Письменно уведомите должника, что за несвоевременную оплату жилищно-коммунальных услуг вы вынуждены начислять ему пени. Разъясните, что плату за жилое помещение нужно вносить не позднее даты, установленной в договоре управления или определённой решением общего собрания собственников помещений в МКД (ч. 1 ст. 155 ЖК РФ).
Предоставить рассрочку оплаты долга или же каникулы
Один из вариант решить проблему – заключить с должником соглашение о погашении задолженности. Так потребитель сможет избежать ограничения и приостановки коммунальных услуг и погасить долг в удобном для него порядке.
Расскажите должнику об условиях, на которых вы предлагаете заключить соглашение о погашении задолженности. Укажите в соглашении: срок действия, последствия при нарушении обязательств, реквизиты сторон. Предложите потребителю выбрать порядок оплаты долга: единовременно или в рассрочку.
Отработка долга
Не самый распространённый способ работы с должниками за жилищно-коммунальные услуги – предложить собственнику отработать долг. Отработка долга вместо оплаты ЖКУ считается изменением способа оплаты, предусмотренного ст. 409 ГК РФ. Самым удобным в таком случае считается договор взаимозачёта, заключённый в письменной форме в соответствии со ст. 161 ГК РФ.
Ограничение или отключение услуг
Если задолженность собственника превышает сумму двух месячных размеров платы за коммунальную услугу, исчисленных из нормативов её потребления, управляющая организация или ТСЖ вправе ограничить или приостановить предоставление коммунальных услуг в соответствии с постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354.
За долги можно ограничить подачу горячего водоснабжения, электроэнергии, газоснабжения или услугу водоотведения. Об ограничении или приостановлении коммунальной услуги управляющая организация должна сообщить должнику, отправив ему письменное уведомление.
Предоставление КУ может быть ограничено в течение 20 дней с момента получения собственником такого уведомления.
Если же никакие способы по взысканию задолженности не работают, то в данном случае необходимо обратиться в суд.
Ответ: Есть несколько способов воздействования на должников, в каждом конкретном случае необходимо подбирать вышеуказанные способы под человека или ситуацию, в ином случае обратиться в судебные органы.